Аннотации к рабочим программам

В школе искусств обучаются дети в возрасте от 5,6., 6,6 до 14 лет. Продолжительность обучения в школе 2 года,  4 года, 5 (6) и 8(9) лет.

Социальная среда школы:
Задачи детской школы искусств в настоящее время не сводятся лишь к освоению и пониманию своей специальности, не ориентированы строго на узкопрофессиональное обучение учащихся. Деятельность школы направлена на широкое творческое развитие детей, воспитание созидательной активности обусловленной самой творческой природой искусства, развития способности детей, расширение диапазона их интересов, гуманизацию мыслей, чувств и поступков.
Школа работает в тесном контакте с родителями учащихся.
Для родителей проводятся концерты, лекции-концерты, смотры на которых затрагиваются вопросы воспитания детей, развития творческих способностей детей, необходимых в любой сфере человеческой деятельности.

Рабочие образовательные программы предусматривают возможность корректировки по ходу их реализации, и постоянный анализ выполнения разделов программы с учётом развития образовательного процесса.

Аннотация к рабочим образовательным программам на 2023-2024 учебный год:

1. Дополнительные предпрофессиональные программы:

Аннотация к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области декоративно-прикладного искусства:

Перечень дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области декоративно-прикладного искусства:

  1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Декоративно-прикладное творчество»
  2. ПО.01.УП.01 Рисунок
  3. ПО.01.УП.02 Живопись
  4. ПО.01.УП.03 Композиция прикладная
  5. абоота в материале ПО.01.УП.04 Работа в материале
  6. Беседы об искусстве ПО.02.УП.01 Беседы об искусстве
  7. Беседы об искусстве ПО.02.УП.02 История народной культуры и изобразительного искусства
  8. История народнрой культуры и изобразительного искусства ПО.03.УП.01 Пленэр
  9. 01.УП.01 Керамика (на рецензии)

Аннотация к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты»

 «Народные инструменты» сроком обучения 5(6) ,8(9) лет.

  1. Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального исполнительства «Народные инструменты».
  2. ПО.01.УП.01 Специальность
  3. ПО.01.УП.02 Ансамбль
  4. ПО.01.УП.03; В.03.УП. 03. –Фортепиано

Аннотация к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального исполнительства «Фортепиано».

  1. Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального исполнительства «Фортепиано».
  2. ПО.01.УП.01 Специальность и чтение с листа
  3. ПО.01.УП.02; В.02.УП.02 — Ансамбль
  4. ПО.01.УП.04; В.01.УП.01 Хоровой класс

3.Дополнительные общеразвивающие программы (2-летние ОП)

Аннотация к программам изо

Список  дополнительных общеразвивающих программ 4х-летние ОП:

  1. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства .Программа по учебному предмету «Скрипка».

2. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства .Программа по учебному предмету «Музыкальная литература».

3.Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Народные  инструменты». Программа по учебному предмету «Гитара».

4.Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Народные  инструменты». Программа по учебному предмету «Домра».

5.Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Народные  инструменты». Программа по учебному предмету «Балалайка».

6.Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства .Программа по учебному предмету «Музыкальный инструмент», «Фортепиано».

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Народные  инструменты». Программа по учебному предмету «Баян, аккордеон».

Аннотации к программам в области музыкального искусства (4ОП)

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе

4-летн. срока обучения «Балалайка»

Учебный предмет «Специальность (балалайка)» направлен на приобретение

детьми знаний, умений и навыков игры на домре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие обучающегося. Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся, а для наиболее одаренных из них — на их дальнейшую профессиональную деятельность. Учебный план по дополнительной общеразвивающей образовательной программе в области искусства «Народные инструменты (балалайка)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе  4-летн. срока обучения «Баян,аккордеон»

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян,  аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Баян, аккордеон как музыкальные инструменты пользуются большой популярностью  как в нашей стране так и в странах Европы. Технические и исполнительские возможности инструментов простираются от воспроизведения созданных для них задушевных или задорных русских песен и танцев до сложнейших классических произведений, от простого аккомпанемента до сольных концертов и участия в больших и малых ансамблях. Певучесть, красивый мягкий тембр выдвинули их в ряд первоклассных музыкальных инструментов.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена,  прежде всего, на развитие интересов самого

обучающегося. Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон) составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. Эффективным способом музыкального развития детей является  ансамблевая игра. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом индивидуальных занятий музыкой. Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе

4-летн. срока обучения «Гитара»

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств. Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, являющиеся «родственниками» классической шестиструнной гитары, – электрогитару, банджо, различные старинные струнные инструменты. Программа создана на основе опыта и результатов дос­тижений ведущих исполнителей и преподавателей за последние двадцать лет. Она строится на базе 4-х летнего курса обучения детей в детской музыкальной школе и детской школе искусств. Возраст поступающих детей 9-12  лет

Большое внимание в программе уделено техническому развитию учащихся, независимо от их дальнейшей профессиональной ориентации. Например, освоение гамм предложено уже на начальном этапе обучения. Обязательным является освоение гамм. Очень важны игра гамм ритмическими группировками, красочные приемы игры, обяза­тельное освоение учащимися старших классов технически насыщенных фрагментов  произведений

Новые требования, предъявляемые к работе с учащимися, отрази­лись в разделе «Репертуар». Здесь предлагаются рекомендации по со­ставлению переводных и экзаменационных программ. Репертуар необ­ходимо формировать, принимая во внимание необходимость знакомства учащихся с различными эпохами, стилями и жанрами. Знакомство с циклической формой на раннем этапе обучения необходимо начинать с из­учения сюиты.

В программе предлагается несколько примерных исполнительских программ, рассчитанных на различные исполнительские возможности учащихся. Используя эти варианты, преподаватель может подобрать уче­нику интересную программу, учитывающую его индивидуальные воз­можности.

Программа ориентирована на учебные планы нового поколения.

Данная программа не рекомендует включать этюд   в программы промежуточной аттестации (переводные зачеты). Работа над этюдами должна быть постоянной и строго индивидуальной. Каждый этюд — это новая ступенька в постижении мастерства игры на гитаре. Составляя график промежуточной аттестации, необходимо предусмотреть проведение в течение учебного года двух технических зачетов.

Современная методика обучения игре на гитаре основывается на изложенных ниже важных позициях. Преподавателю следует добиваться насыщенного по глубине и тембру звука. Необходимо помнить, что инструмент не будет звучать без активно развитых пальцев левой руки, без активно работающей правой. Существенны также некоторые отправные элементы игры правой рукой: игра кистью, игра предплечьем, игра комбинированная — кисть и предплечье. Необходимо постоянно развивать координацию движений левой и правой рук.

Преподаватель должен научить ученика слушать инструмент, гра­мотно Педагог должен научить ученика верно настраивать инструмент и менять струны по мере необходимости, добиваясь качества музыкально­го строя инструмента.

Преподаватель инструментального класса должен обучать не толь­ко искусству исполнения на инструменте, но и формировать художе­ственный вкус детей. В течение всех лет обучения необходимо развивать

музыкально-образное мышление, работать над интонацией, динамикой звучания, ритмом.

Индивидуальные формы занятий полезно сочетать с игрой в ансамбле и оркестре: это и   регулярная работа по формированию навыков ансамблевого музицирования на занятиях в классе, и концертная дея­тельность.

Беседы на уроках и во время классных собраний, совместное посещение концертов, конкурсов, фестивалей с последующим обсуждением помогают развивать интерес и любовь учащихся к инструментальному народному творчеству.

Преподавателю также необходимо правильно распределять учебную нагрузку. Важно научить ребенка трудиться с желанием, воспринимая музыкальные занятия как интересное, увлекательное дело.

Заложенные на первых уроках основы музыкальных знаний и навыки игры на инструменте во многом определяют успехи дальнейшего музыкального развития и образования учащихся.

Данная программа позволяет преподавателю применять индивидуальный подход в обучении, учитывая возможности и способности учащихся.

Программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося. Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (гитара)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование  доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе

4-летн. срока обучения «Домра»

Учебный предмет «Специальность (домра)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие обучающегося. Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся, а для наиболее одаренных из них — на их дальнейшую профессиональную деятельность. Учебный план по дополнительной общеразвивающей образовательной программе в области искусства «Народные инструменты (домра)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе

4-летн. срока обучения «Фортепиано»

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент фортепиано»

разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и

методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации

от 21.11.2013 № 191-01-39/16-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.

Музыка — неотъемлемая составляющая человеческой жизни. Она, по

выражению Стендаля, «…единственный вид искусства, проникающий в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум».

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на

человека уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем

культурном развитии. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного.

Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познаёт окружающую действительность, но и осознает и, утверждает себя как личность, так как искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом.

Данная программа отличается художественно-эстетической направленностью. Каждый ребёнок имеет право получать основы музыкальной культуры. Музыка близка эмоциональной натуре детей. Стремясь к гармоничному воспитанию ребёнка, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством.

Дети, выбирающие занятия по фортепиано, не ставят своей целью сделать музыку своей профессией, поэтому важно, чтобы искусство вошло большей частью в жизнь ребенка, заняло значительное место в его духовном мире. Ведь занятия искусством развивают фантазию, будят воображение, артистичность, интеллект.

Возраст для приема обучающихся 9-11 лет.

Предлагаемая программа рассчитана на срок обучения 4 год.

Недельная нагрузка составляет 2 часа в неделю.

Занятия проходят в индивидуальной форме.

Педагог, которому доверено музыкальное образование и воспитание ребёнка,

должен с самого начала интересно и увлекательно построить музыкальные занятия, потому что нередко именно от первых месяцев занятий зависит, станет ли музыка другом и радостным спутником человека или же он останется к ней равнодушным.

Актуальность программы

Музыкальное искусство является важнейшим видом творчества ребёнка.

Актуальность настоящей программы заключается в том, что, развивая творческие способности детей, она способствует социальной адаптации ребёнка в обществе. Ряд современных научных исследователей (А. Никитин, Д. Кирнарская и др.) доказали, что музыка:

  • Формирует духовную культуру человека
  • Развивает интеллект ребёнка, в частности, его гуманитарные и математические способности
  • Способствует развитию навыков общения: музыкально образованный человек всегда сможет вести диалог, беседу; он обладает огромным потенциалом развития.
  • Развивает координацию движений
  • Формирует морально-этические нормы поведения.

В вышесказанном заключается педагогическая целесообразность данной программы. К новизне программы можно отнести то, что с ее помощью педагог воспитывает не профессионала-музыканта узкой направленности, а прививает культуру и музыкальную компетенцию детям для успешной социализации в жизни.

Обучение фортепиано проходит в тесной взаимосвязи с предметами музыкально-теоретического и музыкально-исторического циклов, в частности, сольфеджио и музыкальной литературой.

В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические

возможности пианистического аппарата ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики.

В связи с тем, что программа рассчитана на реализацию в условиях

учреждения системы дополнительного образования, её методические установки характеризуются рядом особенностей:

  1. Индивидуальный подход к каждому ребенку;
  2. Гибкость, как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации;
  3. Раскрепощение инициативы ребенка;
  4. Работа и тесный контакт педагога с родителями.

Цель программы заключается в формировании и развитии духовного потенциала ребёнка, его творческих способностей. Задачи определяются целью и состоят в:

  1. личностно-ориентированном музыкальном обучении, обеспечивающем творческое и духовно- нравственное самоопределение ребёнка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
  2. вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребёнка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей на обучение по предпрофессиональной программе.
  3. овладении знаниями и навыками фортепианного исполнительства, развитии устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачами программы в области музыкального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

в области исполнительской подготовки:

— навыков исполнения музыкальных произведений (сольное и коллективное

исполнение);

— умений использовать выразительные средства для создания художественного

образа;

— умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных

жанров и стилей;

— навыков публичных выступлений;

— навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-

просветительской деятельности образовательной организации;

— приобретение необходимого минимума классического репертуара;

— техническое развитие (изучение основных технических приемов на

материале этюдов, гамм, арпеджио);

— аккомпанемент (в качестве ознакомления);

— развитие творческих способностей учащихся и приобретения необходимых

навыков для самостоятельного музицирования;

— овладение навыками игры в ансамбле;

— исполнение популярной музыки в переложении для фортепиано.

в области историко-теоретической подготовки:

— первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических

направлениях;

— знаний лучших образцов музыкальной культуры (творчество великих

композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в

области музыкального искусства);

— знаний основ музыкальной грамоты;

— знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном

искусстве;

— знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

Для наиболее глубокого раскрытия возможностей детей и максимального

развития творческого потенциала ребёнка в данной комплексной программе

предусмотрено изучение образовательных предметов, формирующих у детей

основы музыкальных знаний и навыков (игра на фортепиано и фортепианный

ансамбль).

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе в 4-летнего срока обучения «Музыкальная литература»

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств «Фортепиано», «Народные инструменты», «Струнно-смычковые инструменты», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в детских школах искусств.

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у учащихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе в 4-летнего срока обучения «Сольфеджио»

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в детских школах искусств.

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.

Полученные на уроках сольфеджио знания, формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов.

свидетельство регистрации права на здание 001 CLX-3180_20130122_08580601свидетельство регистрации права на здание 001 свид-во о внес. записи 24.11 2011

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *